Внутренний ребенок: что это такое и почему с ним нужно ладить

© Deagreez/iStock
Согласно одной концепции в психологии, человек может находиться в 3-х состояниях: ребенка, взрослого и родителя. Эти состояния не связаны с возрастом или полом, но раскрывают роль человека в обществе и отношение к другим людям. Сегодня мы поговорим, что такое «внутренний ребенок» и почему с ним нужно наладить отношения.
Содержимое материала
Что означает понятие «внутренний ребенок»?

Внутренний ребенок в психологии описывается как одна из субличностей. Другими словами – это внутренний образ, частей психики. Карл Юнг называл его «Божественным дитям», у Фокса – «Чудо-ребенок», у Дональда Уинникотта – «истинное я». Вот именно «истинное я» и раскрывает суть «внутреннего ребенка». Это на самом деле самая естественная в своем проявлении наша часть. Она открытая, полная жизни и сил, творческих импульсов и стремления к удовольствию, это связь с природными качествами. Это наше «настоящее Я».
Более точно теорию внутренних частей – «эго-состояний» раскрыл Эрик Берн. Он же написал некогда бестселлер «Игры, в которые играют люди». Берн выделил 3 основных состояния личности: внутренний ребенок, внутренний родитель и внутренний взрослый. Это 3 разных способа существования в этом мире, каждый из которых складывается из набора поведений, а также мыслей и чувств.
В свою очередь, внутренний ребенок – это модель поведения, взятая нами из нашего детства. Эта та часть нас, которая содержит в себе запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других людей. Внутренний ребенок больше всего связан с чувствами и их проявлением, ведь маленькие дети оценивают мир в основном этим.
К примеру, боязнь публичных выступлений может тянуться из детского опыта, когда вы боялись выходить к школьной доске. Также ребенок, как правило, действует из «хочу», руководствуется минутными капризами и какими-нибудь другими импульсами. Девочка или мальчик внутри нас может пойти за хлебом в магазин и купить очередную ненужную вещь на последние свои деньги.
Как определить личностную роль «внутреннего ребенка»?

Как уже говорилось, в нас может жить три личности: взрослый, родитель и ребенок. Чтобы определить у себя именно внутреннего ребенка, нужно знать как каждая личность себя проявляет.
Если кратко, то их можно описать так:
- Родитель выражает внушенные стереотипы и представления о жизни.
- Взрослый – это объективный и разумный подход к действительности.
- Ребенок – это проявление спонтанности, творчества и самовыражения.
А теперь давайте рассмотрим каждый пример более детально, ведь выявив свое «эго-состояние», вы сможете лучше себя понять.
- Родитель
Позиция любого взрослого родителя – это позиция старшего. Она выражается как в негативных, так и в позитивных проявлениях. Однако и включает заботу и опеку, но в то же время – контроль, принуждение и поучения свысока. Родитель – это позиция «должен» и «обязан». Это проявляется как по отношению к себе, так и к окружающим. Из состояния родителя мы заставляем других или же себя что-либо сделать, мы учим и объясняем, но и ухаживаем, кормим, защищаем.
Данный образ отражает наших настоящих родителей, который как бы отобразился в психике и остался с нами навечно. Конечно, свойства этого состояния зависят от того, как вели себя с нами наши настоящие родители.
Типичные фразы личности родителя: «Я это знаю лучше», «Я тебе покажу», «Я тебе помогу», «Никто так не делает», «Так нельзя», «Ты должен или должна».
- Взрослый
Позиция взрослого эго-состояния заключается в позиция здравом смысле, разумном и адекватном взаимодействии с другими людьми. Тут человек рассматривает ситуации и события с точки зрения удобства, а также выгоды и пользы. Однако делает это все он с позиции равенства обоих собеседников. Это та часть личности, которая планирует, достигает своих целей, зарабатывает деньги. В основном, в этом состоянии человек спокоен.
Данная часть личности является самостоятельной и не отражает нас в детстве и не копирует поведение родителей.
Типичные фразы личности взрослого: «Предлагаю это обсудить», «Я считаю, что мы найдем верное решение», «Если мы будем действовать вместе, то у нас все получится», «Я считаю…».
- Ребенок
Это самая сложна личность, у которой все определяется желаниями и, в основном, эмоциями. Такому состоянию характерны: игровое взаимодействие, детские реакции, радость жизни, непосредственность, но также страхи, обиды и зависимость. Это позиция «буду – не буду», источник капризов и шалостей. Спонтанные проявления, такие как творчество, тоже возникают в состоянии ребенка. +
Ребенок – проекция нас самих из детства. Соответственно, его реакции и позиции – такие же, как у нас самих, когда мы были детьми. +
Типичные фразы ребенка: «Не хочу», «Не буду», «Мне так трудно», «Помоги, я не справлюсь», «Вечно ты на меня орешь», «Как замечательно!», «Хочу», «Я так люблю».
Как поговорить с внутренним ребенком?

Психологи говорят, чтобы стать полноценной личностью, необходимо наладить отношения со своим внутренним ребенком и предоставить ему свободу самовыразиться. Для этого можно поговорить с ним небольшим способом.
Так, вам нужно взять карандаш и лист бумаги. Рабочей рукой будете записывать вопросы, а не рабочей — ответы внутреннего ребенка.
Начните с того, что вы говорите ребенку о своем желании «получше его узнать». Спросите, как его зовут, что он чувствует, сколько ему лет — задавайте любые вопросы, на которые ему захотелось бы ответить.
Потом попросите внутреннего ребенка нарисовать то, чего ему в данный момент хочется больше всего на свете. Напоследок спросите: «Что еще ты хотел бы мне сказать или показать?» В завершение разговора поблагодарите его и скажите, что скоро обязательно побеседуете с ним потом.
В ходе беседы всегда помните главное, что ребенок всегда прав. Он только описывает ощущения и то, что он чувствует в данным момент.
Вот еще рекомендации, как провести беседу с внутренним ребенком:
- Проводите диалог в спокойном и тихом месте. Дышите глубоко, погрузитесь в тот прекрасный уголок своего разума, где всегда безмятежность.
- Продумайте и произнесите вслух намерение получше узнать и найти своего Внутреннего Ребенка.
- Спрашивая, пишите своей «рабочей» рукой.
- Записывая ответы внутреннего ребенка, пользуйтесь другой, «нерабочей» рукой.
- Спросите у внутреннего ребенка, как его зовут и попросите нарисовать самого себя. Не торопитесь, дайте ему время. И не смейтесь! Проявляйте к нему такие же любовь и терпение, какие питаете к собственным детям.
- Не забывайте об заключительном вопросе и поблагодарите его за то, что он откликнулся и побеседовал с вами.
- Скажите ему, что очень скоро опять поговорите с ним.
Как определить проблемы и вопросы внутреннего ребенка?

Гармоничное взаимодействие внутренних состояний гарантирует успех и процветание личности в целом – как в делах, так и в отношениях. Для этого нужно примерно по трети своего времени находиться в каждом из них, без усилий переходя от одного к другому.
К сожалению, в действительности состояния нередко работают совсем не так. Одно из них может оказаться непомерно сильным, иное – подавленным. Зачастую всего это касается состояний «родитель» или «ребенок».
Находясь в подобной дисгармонии, состояния еще и не вовремя «включаются», заставляя человека вести себя неадекватно ситуации – к примеру, отвлекаться во время рабочего совещания (ребенок) или поучать мужа, когда он не в настроении (родитель).
Трудность не только в том, что человек не может выйти из того или иного состояния, но и в том, какое оно у него. К примеру, родитель может быть слишком придирчивым, ребенок – напуганным или капризным.
Основные признаки дисбаланса состояний личности ребенка внутри включают обидчивость, зависимость от мнения других, безответственность, инфантильность, а также неспособность концентрироваться и контролировать себя и свои капризы.
Внутренний ребенок с нарушениями гармонии – это безответственная личность, что хочет только веселиться и делать то, что хочет прямо сейчас. Тут очень мало контроля и очень сложно ставить большие цели: ребенок хочет только играть, а не планировать важные дела. С желаниями, как правило, все хорошо, но они могут постоянно меняться, не исполняясь, потому что ребенку сложно концентрироваться и долго фиксировать внимание.
Если в вас, наоборот, мало внутреннего ребенка, вы теряете возможность желать, загораться идеями, радоваться. Подавленный ребенок – это отказ от эмоций, что приводит к обидчивости, требовательности. Человек, игнорирующий свою детскую часть, порой готов сопротивляться и спорить по любому поводу. Для окружающих это выглядит как неадекватность, а на самом деле это попытка уравновесить подавленные состояния.
Обидчивость – типичный признак бунтующего ребенка, у которого все время есть ощущение, что его критикуют, не ценят. В реальности критикует, подавляет и не ценит такого человека его собственный внутренний родитель, но осознать это сложно. Поэтому давление воспринимается, как внешнее. В результате даже самые невинные замечания звучат для него обидно. Вместе с тем, он постоянно ждет поддержки и заботы родителей, а потому очень зависим от чужого мнения и взглядов на жизнь. Это влияет даже потом на самооценку.
Как помочь внутреннему ребенку, если он в этом нуждается?

Самого лучшего результата можно достичь только вместе с психологом. Однако и вы тоже кое-что можете предпринять. Чтобы помочь своему внутреннему малышу, выпишите на листе бумаги не менее 20 пунктов, что вам нравилось делать в детстве:
- прыгать и бегать;
- ловить бабочек;
- лепить из пластилина;
- рисовать;
- лазить на деревья;
- плавать и нырять;
- ходить по лесу на лыжах;
- читать сказки;
- придумывать сказки;
- шить;
- вязать;
- печь печенье с бабушкой;
- вырезать наряды из бумаги…
Теперь подумайте,что из этого списка вам бы хотелось повторить сейчас? Вы вообще делали что-то, что вам нравилось делать в детстве во взрослом возрасте? Многие детские занятия точно не утратили своей прелести, и вам будет радостно заняться ими сейчас. Так потешьте своего внутреннего ребенка тем, в чем он нуждается. Сходите в поход, слепите чашку, напишите сочинение и т.д. Пока вы не научитесь слушать своего внутреннего ребенка, и иногда потакать его слабостям, вы не сможете выполнять свои «взрослые» дела на хорошем уровне. Радуйте маленькому и достигните большего.
Кроме того, налаживание связей со своим маленьким полезно для всех независимо от пола и возраста. Все мы в детстве получали какие-то травмы, установки и модели поведения, которые сегодня мешают счастливо проживать каждый день, радуясь всему. Помогая внутреннему ребенку, вы помогаете себе стать счастливее.