Инклюзивное воспитание: как помочь ребенку воспринимать детей с инвалидностью
К четырем годам ребенок не способен увидеть отличия в поведении других людей. Позже его восприятие мира формируется на основе поведения родителей и учителей. Но проблема в том, что многие взрослые до сих пор не умеют правильно вести себя в присутствии и непосредственно с людьми с инвалидностью, в результате — передают негативные эмоции своим детям.
Вместе с психологом разобрались в том, как помочь ребенку воспринимать детей с инвалидностью и научится показывать собственным примером правильное восприятие общества.
Содержимое материала
Как говорить о инвалидности и инклюзивности
По данным Всемирной организации здравоохранения, около 15% населения мира — это люди с инвалидностью. Возможности их жизнедеятельности в обществе ограничены из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
Инклюзивность – это одна из форм взаимодействия общества и людей с инвалидностью. Инклюзия стирает границы между людьми и ставит всех в равные условия. Речь идет и о коммуникации с окружающими. Многие до сих пор не знают, как правильно общаться с такими людьми и как вести себя в их присутствии.
Первое правило – не бояться об этом говорить. За года уже сформировалось много словосочетаний обозначающих людей с инвалидностью, но большинство из них нельзя считать правильными или толерантными. Так, лучше забыть о фразах “инвалид”, “человек с ограниченными возможностями”, “недееспособный”, глухонемой”, заменив их на более инклюзивные “человек с инвалидностью”, “человек с нарушением слуха”.
Инклюзивное общество, где человек с инвалидностью сможет почувствовать себя комфортно, начинается с общения. Существуют некие правила этикета общения с людьми с инвалидностью. Во-первых, обращаться нужно непосредственно к человеку, а не к сопровождающему. Также не стоит говорить о человеке в третьем лице во время его присутствия. Разговаривая с человеком с инвалидностью, лучше расположиться с ним на одном уровне. Говорить спокойно и в обычном темпе, а также не дополнять и не перебивать его (в случае проблем с речью).
Для начала предложите помощь и лишь дождавшись ответа – действуйте. Насильственная помощь не всегда уместна и может оскорбить человека, который сам мог справится с заданием. Не нужно бояться пожать человеку руку или сказать неосторожную фразу.
Как научить ребенка общаться с детьми с инвалидностью
- Разговаривайте с ребенком о инвалидности
Не бойтесь обсуждать с ребенком этот вопрос. Вы должны удовлетворить его интерес, чтобы он знал, как вести себя в подобных ситуациях. Если ребенок увидел взрослого или ребенка с инвалидностью — это подходящее время, чтобы поговорить об отличиях. Объясните, какие особенности есть у людей с инвалидностью, что такое состояние не заразно и его не нужно бояться. Не убегайте от ответа, когда ребенок ставит много наводящих вопросов и чего-то не понимает.
- Дайте простые объяснения на вопросы
Когда объясняете ребенку вопросы инвалидности и инклюзии, не стоит углубляться в лишнею терминологию и детали. Она может быть для них слишком пугающей. Давайте простые объяснения, исходя из возраста ребенка. Если вы не знаете ответа – можете так и сказать, а потом изучить вопрос и объяснить ребенку. Не стоит придумывать несуществующие факты.
- Избегайте лишних эмоций.
Люди с инвалидностью не ждут жалости, они хотят чувствовать себя равноценными членами общества. Стоит спокойно объяснить ситуацию ребенку, без излишних эмоций. Такое поведение подтолкнет к тому, чтобы принять инвалидность, как часть жизни. Также нужно сконцентрироваться на положительном восприятии людей с инвалидностью, без страха и жалости. Ребенок должен прежде всего видеть личность.
- Научите уважительному отношению к людям с инвалидностью
Инклюзивность стирает рамки между людьми и создает комфортные условия для жизни. В равноценном обществе каждый человек должен чувствовать уважительное отношение окружающих. Иногда ребенок может воспринимать какие-то ситуации смешно или с отвращением. Тогда его нужно привести к тому, что такое поведение — оскорбительно для другого человека, равного ему по значению в обществе. Важно научить ребенка правильной лексике, а также — поведению.
- Покажите ребенку фильмы или литературу о инклюзивности
Если ребенок хочет больше узнать о инклюзивности, можно изучить подходящую для его возраста литературу или посмотреть обучающие видео. А также посмотреть фильм, где главный герой – человек с инвалидностью, а потом обсудить увиденное. Главные герои зачастую обладают позитивными качествами, и это поможет ребенку сформировать лояльное отношение к ним.
- Акцентируйте ребенка на неограниченном общении
Говоря с ребенком о инвалидности, попробуйте сконцентрироваться на том, что ребенок может свободно коммуницировать с детьми с инвалидностью. Ведь в общении нет никакого ограничения. Дети лучше познают все в игровой форме, поэтому можно придумать какое-то совместное развлечение.
- Подавайте правильный пример
Родители – это проводник между детьми и обществом. Именно с системы семейных ценностей формируется модель поведения ребенка в социуме. Поэтому пример родителей – основа поведения ребенка. Чтобы сформировать адекватное отношение ребенка к детям с инвалидностью, родители сами должны разобраться с этим вопросом. Им стоит вести себя подобающе — избегать агрессивной лексики, противоречивых действий по отношению к таким людям и придерживаться всех вышеперечисленных пунктов. Ведь для ребенка нивелируются любые указания, если они не будут выполняться другими членами семьи.
Как общаться с людьми с нарушением слуха
Если вы не владеете языком жестов, не пробуйте угадать и показать что-то собственной мимикой. В случае присутствия сопровождающего переводчика – не обращайтесь к нему на прямую. Он только помогает разговору состояться –глазами поддерживайте контакт с человеком с которым коммуницируете. Не пытайтесь кричать – во многих случаях это не помогает, а наоборот мешает, если человек не может воспринимать высокие частоты. Четко проговаривайте все слова – некоторые люди с нарушением слуха умеют читать по губах. Если человек вас не слышит, вы можете ему помахать или притронуться к плечу, чтобы привлечь внимание.
Как общаться с людьми с нарушением зрения
При встречи с человеком, который плохо видит, нужно обязательно представиться. Если общаетесь в компании, отмечайте кто и к кому обращается. Предупреждайте, когда хотите уйти или переместиться. Человеку с нарушениям зрения не нужно давать советы относительно координации, если он не просит вас о помощи. Но стоит предупреждать о препятствиях – ступенях, лужах, ямах и тд. Можно кратко описать ваше местонахождения. Если с человеком есть собака-поводырь, ним нельзя командовать, а также прикасаться к нему или играть. Не смущайтесь и не акцентируйте внимание, если во время разговора скажете “увидимся” или “посмотри”. Это нормально воспринимается.
Как общаться с людьми, которые испытывают трудности при передвижении
Нужно понимать,что инвалидная коляска или другие атрибуты, которые помогают при перемещении – это одно целое с человеком. Их не можно трогать без спроса, толкать или перемещать. Если вас попросили о помощи – следуйте инструкции и не делайте никаких движений наугад. Катить коляску нужно медленно, ведь потом она сама набирает скорости. Когда человек сам катит коляску, предупредите его о архитектурных барьерах. Человека, который испытывает трудности в перемещении, нельзя хлопать по спине или плечу. Во время разговора лучше переместиться так, чтобы ваши глаза были на уровне с собеседником и ему не пришлось забрасывать голову.
Мнение Светланы Шумской — психолога, эксперта в детско-родительских и семейных отношениях
Здоровые дети не готовы общаться и осуществлять общую деятельность с детьми с инвалидностью в силу своей психологической неподготовленности или отсутствия практических навыков. Причиной также является стереотип отчужденности и отсутствие общих интересов. Родители и педагоги должны объяснять детям, что ребенок с инвалидностью – точно такой же член общества, которому необходимо взаимодействие с социумом. Проблема в том, что большая масса людей до сих пор неадекватно реагирует на людей с инвалидностью, они испытывают неловкость, страх, внутреннюю зажатость или даже раздражение.
Поэтому школьников следует готовить к взаимодействию и взаимопомощи, объяснять специфику проблемы их сверстников, которые, по их мнению, не такие как они. Для этого вели инклюзивное обучение детей в специализированных классах или группах. Оно подразумевает обучение детей с особенными обучающими потребностями в классах с обычными детьми. По мнению специалистов и психологов, только инклюзивное восприятие и общение может изменить отношение к таким детям в обществе.
Обсуждать с детьми вопрос инвалидности и инклюзивности нужно начинать как можно раньше. Очень важно уделять внимание еще дошкольному инклюзивному образованию. Когда детки приходят в школу и только тогда встречаются с подобным явлением, это вызывает у них соответствующую реакцию. Они не понимают, могут не принимать, бояться, подшучивать.
А когда ребенку еще в 3-4 годика объясняют ситуацию, он не воспринимает ее критично. В этом возрасте любой ребенок будет вызывать у него интерес и они смогут общаться на равных.
С самого рождения можно начинать развивать эмоциональный интеллект у ребенка. В дошкольном возрасте развитие эмоциональной сферы приобретает особое значение. Именно в этот период проходит эмоциональное осознание и формирование собственной самооценки. Эмоциональный интеллект – это умение распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновения. Родители – первые люди, которые принимают в этом процессе активное участие.
Ребенок должен быть мотивирован и понимать, что он делает доброе дело, помогая человеку которому тяжело. Но не стоит перекладывать ответственность только на детей – для начала их нужно научить. Это то же самое, как мы учим ребенка играть или читать. Тут очень важна коалиция – совместные действия педагога, родителей, взрослых людей и деток. Конечно, на этот процесс влияют и государственные программы.
Но одними рассказами не получиться достичь эффекта. Хорошо работают фильмы, где дети через эмоциональный интеллект воспринимают эту трагедию и сопереживают. Если ребенок хочет общаться с детьми с инвалидностью, он должен наращивать опыт общения и взаимодействия. Можно также наладить контакт через игру и игровые упражнения, направлены на коммуникацию.
Поведения родителей влияет на восприятие ребенка во всех сферах жизни. По умолчанию у деток есть понимание, что родители – всегда правы. Редакция родителей, действия и высказывания учат ребенка, который все это копирует. Родители должны подтверждать свои слова действиями, сегодня для этого есть множество возможностей. Они могут участвовать в благотворительных фондах, передавать игрушки или одежду в детские дома, рисовать открытки к праздниками. Тогда ребенок также будет активно участвовать в процессе и получать собственный опыт.
Когда ребенок встречается с человеком с инвалидностью, здесь также важны эмоции и отношение родителя. Ни в коем случае, нельзя заставлять ребенка общаться через насильственные методы. Во многих случаях ребенок с инвалидностью не имеет опыта общения с детьми, что вызывает изолированность и замкнутость с его стороны. Поэтому если ваш ребенок сам захочет подойти, нужно ему объяснить особенности этой ситуации, чтобы это было непринужденное и легкое общения.
Наша задача как взрослых – обратить внимание детей на проблему инвалидности, помочь им изменить свое отношение и самим не оставаться безучастными по отношению к этому вопросу.