Что именно заставляет нас тратить больше и как с этим бороться
© Kerkez/iStock
Чтобы перестать тратить слишком много денежных средств, необходимо пересмотреть свои действия и взять ситуацию под контроль. Lifehacker рассказывает о психологических барьерах, которые приводят к необдуманным тратам.
Страх потри
Исследования подтвердили тот факт, что любую потерю люди переживают сильнее, чем приобретение. В страхе упустить ту или иную возможность мы чаще всего совершаем необдуманные покупки.
Страх перемен
Люди испытывают психологический комфорт, когда положение вещей не меняется и перемены не происходят. Для каждого из нас любого рода изменения в жизни – это стресс. Именно по этой причине многие не хотят менять невыгодный тариф мобильного оператора, цепляясь за то, к чему уже давно привыкли. Это касается и других жизненных аспектов: из-за страха попасть в стрессовое положение люди отказываются от перемен, даже если за ними следует вознаграждение.
Эффект Барнума
Вы не редко читаете гороскопы и верите в то, что информация, сказанная в них, полностью описывает вашу личность? Это означает, что вы попали в ловушку Барнума. На самом же деле любые гороскопы и предсказания несут в себе общую характеристику, в которой может узнать себя практически каждый человек. Кроме того, чем позитивнее эти описания, тем охотнее вы приписываете их к себе.
Денежная иллюзия
Получая прибавку к зарплате многие люди учитывают лишь номинальную, а не реальную стоимость денег, забывая об инфляции и экономической нестабильности в мире, которая буквально «съедает» вашу прибавку и возвращает к прежнему финансовому состоянию.
Важно не количество денег, которые вы имеете, а их покупательная способность.
Эффект привязки
Эффект привязки – это склонность людей оценивать цифры в пользу начального приближения. То есть, мы оцениваем стоимость того или иного предмета в соответствии с названной продавцом ценой, которая может быть совершенно не объективной.
Эффект обладания
Люди также склонны переоценивать то, что они имеют. Это касается и тех вещей, которые еще не являются вашими, но подсознательно вы ощущаете к ним привязанность. Примерив понравившуюся вещь в магазине вы уже считаете ее своей и неизбежно купите ее.
Утопленные затраты
Эффект утопленных затрат не редко встречается в бизнесе и обычной жизни, когда люди не хотят отказываться от убыточного дела, в которое вложено уже столько сил и средств.
Ожидание
Чем дольше ожидание, тем сильнее желание обрести ту или иную вещь. Кроме того, время еще и добавляет ценности объекту, который мы ждем.
Читайте также Как строить диалог так, чтобы тебя услышали правильно