Беседа с провинившимся: что делать, если хочется наказать ребенка

> Семья
Читать: 5 мин

Опытный психолог Екатерина Ильичева рассказывает о том, как правильно наказывать ребенка, не унижая его достоинства и не подавляя его «я».

Методы борьбы с непослушанием и наказание за какое-то действие — это абсолютно разные вещи. Задачи, которые выполняет наказание: исправление манеры поведения, контроль над соблюдением установленных правил, предотвращение подобного поведения в будущем и установление родительского авторитета. Но всегда ли именно эти задачи движут нашими действиями? Чаще всего нет. Необходимо научиться правильно объяснять ребенку, как ему необходимо поступать, а не делать акцент только на том, чего делать нельзя.
Наиболее распространенные методы наказания: физическое наказание, отказ в удовольствиях, словесная агрессия или отказ во внимании. Данные методы не приблизят вас к желаемой цели, а всего лишь навредят психике ребенка.

Как стоит обращаться, если ребенок ведет себя неподобающим образом?

Рассмотрим на примерах.

  • Пример 1. Малыш не убирает за собой

Любой вербальной агрессией (например, криком) можно достичь лишь кратковременного результата. Объясните ребенку, почему стоит убирать свои игрушки и что может произойти, если он это не сделает. Например, кто-то их, случайно, испортит (наступит, собака погрызет) или вы уберете их туда, откуда их сложно достать. Ведь если игрушки разбросаны, значит они никому не нужны. Также скажите, что если заботиться о своих вещах, то можно будет пользоваться ими дольше и не придется расставаться с любимыми игрушками.

  • Пример 2. Малыш специально вас провоцирует

Он может специально разбросать игрушки или вылить чай с кружки. Спросите, почему он так поступил, попросите убрать за собой и объясните, почему так делать не нужно. Но не стоит запрещать играть в планшет, потому как ребенок не сможет понять, где связь между двумя действиями.

О детском восприятии

Был проведен опрос, темой которого стало «наказание», среди восьмерых детей в возрасте от 4 до 6 лет. Все из них предельно точно помнят, как их наказывали, но ни один из них не вспомнил почему. Когда у них спросили за что нужно применять наказание, то все отвечали, что за что-то серьезное: если подрался или обидел кого-то. А когда спросили о том, что они чувствовали в тот момент, когда их наказали, то все перечислили: обиду, грусть, страх, злость. Мальчик Макар сказал, что он хотел бы, чтобы мама сначала спросила, почему он так сделал, а уж потом решала наказывать или нет.

  • «Наказание наградой»

Альфи Кон в своей книге описал одну интересную теорию, которая лежит в основе взаимоотношений между родителями и детьми. Она состоит из трех «С»: содержание, сотрудничество, свобода выбора.

Содержание. Не запрещайте что-то ребенку, не объяснив ему, почему этого делать нельзя. Дети расстраиваются, когда им что-то не разрешают делать просто потому, что папа так сказал, и, как известно, запретный плод сладок. Пересмотрите свой запрет, может не стоит быть слишком категоричными.

Сотрудничество. Разговаривайте с ребенком. Скажите ему свое мнение по поводу какой-либо ситуации, выслушайте его, посоветуйтесь и примите совместное решение.

Свобода выбора. После обсуждения на этапе «сотрудничества» приходит пора принимать решение. Позвольте ребенку участвовать в этом процессе, это научит его самостоятельно делать выводы и убережет от проблем в будущем.

Наказывать или нет — выбор каждого. Но помните, что наказания ранят ребенка, особенно, когда они не понимают, почему их ругают или если оно не справедливо. Главное, чтобы дети видели, что вы не перестали их любить и чувствовали, что вам можно рассказать обо всем.

3091
0
Input correct name with min length 6 symbols
Input correct email address
Please provide a valid city.